1900 год… уже несколько лет, как Новороссийск является административным центром Черноморской губернии, самой маленькой в Российской империи..

В городе проживает уже более 25000 жителей. По железной дороге от Москвы до Новороссийска 1543 вёрст, от Петербурга – 2147 вёрст. Все больше и больше туристов и курортников стремятся посетить Черноморское побережье Кавказа. Выезжая из Москвы в 1 час дня, проведя две ночи в поезде, к вечеру приезжаете в Новороссийск. Стоимость билета в первом классе 28 рублей, во втором – 16 рублей 80 копеек, в третьем – 11 рублей 20 копеек. Во время дальнего путешествия почти все пассажиры перезнакомятся, сближаются. Те, которые бывали раньше там куда едут, делятся своими сведениями с другими пассажирами, дают советы.

Так как более двух суток провести в вагоне утомительно,  туристические справочники советуют путешественникам сделать по пути две остановки, например, в Воронеже или в Ростове, то есть в тех городах, которые имеют для осмотра свои примечательности. Заодно можно и  отдохнуть от вагонной тряски и духоты.

Собор Митрофания

Воронеж – большой прекрасный город, население 84 тысячи жителей, застроен прекрасными каменными зданиями. Самое главное – городской собор, в котором находятся мощи святителя Митрофания, воронежского чудотворца. Непростительно туристу, заехавшему в Воронеж, не осмотреть воронежское кладбище, где погребены дорогие России писатели из народа: Кольцов, Никитин и другие…

Билет прямого сообщения по железной дороге дает  полную возможность останавливаться пассажиру на любой станции пути следования, потому что он действителен на 6 суток. Багаж же можно отправить далее, до места назначения или оставить для присмотра вокзальному артельщику.

Не менее интересен и Ростов на Дону. В городе проживает сто двадцать тысяч жителей, и он

Ростов на Дону..

поражает своим благоустройством. На главной улице, по которой идет железно-конная дорога, выстроены прекрасные новые здания. Город быстро растет и украшается, сливаясь с пригородными поселениями. От Ростова до Новороссийска путешествие можно продолжить и морем, ходят рейсовые пароходы с заходом в порты Керчь и Анапу..

Вокзал, Новороссийск

Наконец вы, как турист или отдыхающий прибываете в Новороссийск, скорее и быстрее всего поездом на железнодорожный вокзал. Здесь вы в первый раз познакомитесь с природой Кавказа,  горами, климатом и Черным морем.

План причалов порта и города, разделенного цемесским болотом

Город состоит из двух частей. Одна находится в отлогой западно-южной части Цемесской бухты, другая – против пристаней, в западно-северной  оконечности бухты, называется эта более новая часть города «Русский стандарт». Между этими сторонами лежит низменная болотистая местность. (Цемесс в те времена заканчивался ещё нетронутым неосушенным, летом превращающимся в болото, озером…)

 

В «Русском Стандарте» (здание справа и поныне существует)
Французский клуб (въезд) на «Стандарте» — фото Живаго, 1898 г.(здание клуба разрушено во время ВОВ)

 

 

 

 

 

Горы Новороссийска с северной стороны, хотя и высоки, но отлогие и местами совсем лишены растительности или покрыты крайне скудною. А море (имеется в виду портовая часть бухты) почти совсем загромождено пристанями и элеватором, частью пароходами, фелюгами, лодками и вообще судами различных типов. Не  понравится путешественнику и климат. Летом жарко, подчас душно,  а осенью и зимою надоедают частые дожди и особенно ветры, которые иногда бывают чрезвычайно сильны.

После Норд-оста..

Особенно страшен северо-восточный ветер, Бора, который дует по преимуществу в осенние и зимние месяцы, но, бывает, и летом. Про силу и свирепость этого ветра рассказано немало. Например, с гор он перебрасывает в город, на улицы, довольно значительные камни, свёртывает листы кровельного железа в трубку, заливает сплошь пристани и дорогу в город. Если ветер случится в сухое время года, то поднимается такая ужасная пыль, что почти ничего не видно и с трудом можно дышать. Когда дует Бора, то на пристани невозможно ни стоять, ни ходить, море кипит и клокочет как в котле, далеко разбрасывая свои брызги.

В это время всякое сообщение между городом и пристанями приостанавливается. Пароходы с большим трудом выходят в это время из порта, а те, которые должны бы прийти, уже не могут зайти, а проплывают мимо в другой порт.

Сообщение между двумя частями города не очень удобно. Мостовая с рытвинами и выбоинами, каждый год чинится и поправляется и никак не может поправится…(как это напоминает сегодняшние дороги города..). Извозщики конечно этим пользуются, едут крайне неохотно  за установленную цену.

Николаевский собор..(фото Живаго, 1898 г), сегодня на этом месте кафе рядом с театром..

Новороссийск по российским представлениям времени довольно благоустроенный город, который год от года принимает все более и более приличный вид. В городе две церкви, несколько хороших улиц и прекрасных магазинов, особенно в «Стандарте».

Объявления в газетах.

Действуют две прогимназии: мужская и женская, кажется три или четыре низших училища, несколько книжных магазинов и библиотека; две типографии, две фотографии; больница, две аптеки, амбулаторная лечебница, таможня, почтово-телеграфная контора, несколько отделений банков и контора нотариуса.

Элеватор…

Самое интересное и замечательное здание – это элеватор, протянувшийся через набережную далеко в море и вмещающий в себя, как говорят, и миллионы пудов зерна. В нем повсюду используется электричество, как для освещения, так и для приведения в движение различных механических аппаратов. Доступности к нему свободной нет, но при желании, после оформлений на разрешения, осмотреть это действительно замечательное сооружение можно.

Интересны для туриста в Новороссийске два маяка при входе в бухту: Дообский и Пенайский. И два мола, огибающие эту бухту с правой и левой стороны и оставляющие

Цементный завод (Сегодня на на этом месте завод Пролетарий)

широкий промежуток для пропуска судов. Вблизи Новороссийска два завода: механический, вблизи пристани, принадлежащий компании «Макларен-Фрейшист», и на правой стороне бухты – Черноморского цементного производства.

В Новороссийске есть несколько гостиниц, лучшими из которых считаются: Морозова – в старом городе и французская – в Русском Стандарте, между пристанями и стандартом. Последняя наиболее дорогая: самые дешевые номера здесь 1 рубль 50 копеек в сутки, их очень немного и расположены они в нижнем коридоре, где находится и телефон, вследствие чего с раннего утра и до позднего вечера вы вынуждены, чуть не поминутно слышать трескотню аппарата и разнообразные

Вид на порт и гостиница Франция..(Здание было разрушено во время ВОВ)

переговоры. Кухня неплохая, но тоже довольно дорогая. Досадно, что и вина, которые производятся в близости, продают не дешевле московских гостиниц. Бутылку дешевле, чем за один рубль вы не найдете! Людям со скромным материальным средством лучше ехать с вокзала извозщиком или пароходом с пристани прямо в город, где можно найти другую гостиницу (Гранд-отель, Рожкова, Северная) значительно дешевле.

Рекламное объявление купален Серафимова

При удушающей жаре в Новороссийске необходимы купальни. Но администрация мало этому уделяет внимания. Городские купальни находятся не вблизи города, как бы следовало, а довольно далеко от него, возле мола. Вследствие этого обстоятельства всем проезжающим по набережной из одной части города в другую приходится волею-неволею любоваться различными

Новороссийские «купидоны и аполлоны» вдоль набережной (фото Живаго, 1898 г.)

купидонами и аполлонами, капающимися прямо с берега и с бортов лодок. Правда, вблизи пристаней также устроены купальни, но только для пароходных и железнодорожных служащих, пользоваться этими купальнями для посторонних не всегда возможно. Купальни, устроенные частным образом малы и постоянно переполнены купающимися. Город так и не устроил своих купален для всех горожан! А это способствовало бы оздоровлению местного населения и избавило бы всех проходящих и проезжающих по набережной от тех зрелищ и сцен, которым и мужчинам могут быть совсем неприятны, а что касается дам и девиц, то об этом нет даже нужды говорить!

По набережной, по направлению от Стандарта к Старому городу, перпендикулярно ей, вытянуто шесть или семь пристаней для пароходов. А за набережной и пристанями находится вокзал железной дороги. До него и не близко: от пристани не меньше версты, а от старого города – не менее двух.

Шоссейная дорога от вокзала к причалам и в город.(тоннель разрушен в наше время, здание разрушено во время ВОВ)

Такса для извозщиков в Новороссийске от пристаней к вокзалу – 50 копеек, в старый город одиночка – 20 копеек, парный фаэтон – 40 копеек, за час езды по городу 50-60 копеек. Такса по меркам империи не дешевая!

Новороссийск это торговый и промышленный город, место для труда и наживания денег, а не вовсе для отдыха и лечения! Даже для здоровых более или менее людей продолжительное пребывание здесь тягостно, а для больных всякого рода – почти совершенно невозможно!

Дачи (Сегодня месторасположение завода Октябрь и военно-морской базы)

Но в окрестностях Новороссийска можно найти и хорошие,  и красивые места: дачи и колонии (Чешская, Эстонская, немецкая и другие).

 

 

В двадцати верстах о него находится знаменитое имение Удельного Ведомства  «АБРАУ», где ведется лучшее виноградное хозяйство округа. Уход за лозами образцовый. Имение это целый винный городок, с рядом построек для служащих, с колоссальным (на пятьдесят тысяч ведер) помещением для брожения вина с шестью громадными погребами-тоннелями.

Причалы порта (из всех причалов сохранился только элеваторный…)

Между Новороссийском и Бутумом ходят пароходы трех компаний: Русского Общества Пароходства и Торговли, Российского Общества транспортирования кладей и Азовского Общества. Пароходы Русского Общества самые лучшие, большие и удобные из всех пароходов других обществ. Они и самые дорогие. Пароходы эти имеют три класса, причем пассажиры первых классов имеют обязательно и продовольствие, за что уплачивают при покупки билета, тогда как пассажиры третьего класса могут покупать продовольствие, только в буфетах 3-го класса. Пароходы Русского Общества щеголяют своею отделкой и удобствами в каютах по сравнению с пароходами других обществ. Особенною роскошью отличаются залы и каюты 1-го класса..

Для небогатых пассажиров существуют два класса на пароходах Российского и Азовского Обществ..

Поражает разница в цене на бутылку местного вина в гостиницах и на пароходах. Так на берегу бутылку красного можно приобрести по цене 15-25 копеек, бутылка на пароходе стоит  не менее 1 рубля.

Начиная от Новороссийска,  в направлении Батума,  тянется шоссе, устроенное не более четырех-пяти лет назад. Дилижансы ходят от города к городу почти целые сутки с раннего утра до позднего вечера. За организацию сухопутного пассажирского передвижения отвечает местная администрация, поэтому и лошади приличны и кучера вежливы. В дилижансе два класса: внутри – 1 класс, снаружи – 2-й класс. Плата приемлемая. 1-й класс за 20 верст не дороже одного рубля, для второго класса – 40-60 копеек. Каждый пассажир имеет право на бесплатный провоз один-два пуда багажа. Дилижанс везут от пары до четырех лошадей, бегут лошади рысью.  По шоссе раскинуты духаны, вроде наших путевых ресторанов, где можно отдохнут и перекусить с бокалом прекрасного местного вина.

По дороге вдоль бухты в Геленджик..(Сегодня в этом здании учебное заведение УВД)

При сухопутном передвижении вдоль моря можно любоваться всей красотой предгорья и морского побережья Кавказа. С одной стороны горы, покрытые чудной растительностью, с другой – не менее роскошное, голубое, блестящее море! В настоящее время в Туапсе работает изыскательская комиссия по продолжению железнодорожной ветки вдоль всего кавказского побережья от Новороссийска ..( увы этот проект был в последствии осуществлен только от Туапсе вдоль берега)…

Местные производители природы, почти не имеют сбыта в другие города империи, за исключением табака, орехов и кукурузы. Персики, абрикосы, яблоки, груши, притом самых нежных сортов, виноград, именно «Изабелла» (тот, который в Крыму стоит 25-40 копеек за фунт), алыча имеют здесь только местное потребление, вследствие чего все эти товары невероятно дешевы. Виноградное вино: 1-2 рубля 50 копеек за ведро (бутылка не дороже 25 копеек), виноград 2-4 копейки за фунт, персики 10 копеек за фунт, алыча 12-15 копеек фунт и даже массами повсюду лежит на земле.

Многочисленные горные реки от Новороссийска по всему побережью переполнены рыбой, преимущественно форелью и никто не ловит. Кефаль, только что пойманная в море и трепещущаяся продается за 75-90 копеек за пуд!

……

Объявление в местном издании..

Наступал новый, 20 век, губернский Новороссийск стремился в будущее…

 

Описания сего взяты из туристических и прочих изданий соответствующего времени Российской Империи…

1 фунт — 0, 4536 кг

1 верста – 1, 0668 км

1 пуд – 16, 38 кг…